Храм Алувихара
Небольшой, на первый взгляд, храм в районе Матале униклен и является одним из самых священных мест для буддистов всего мира. Именно здесь на пальмовых листьях была записана Буддийская Бибилия - Палийский Канон. Это событие носит название Четвертого Буддийского Собора. Это был последний общепризнанный буддийский собор, который положил начало письменному буддизму, который мы можем видеть на Шри-Ланке и по сей день.
Для туристов, помимо возможности увидеть сам пещерный храм, будет интересно познакомиться с древней методикой письма на пальмовых листьях а также записать при помощи этой технологии свои собственные имена или имена своих близких.
Технология, изобретенная буддийскими монахами древности достаточно интересна: сначала специальным пером на сушеном пальмовом листе выцарапывались буквы, затем лист покрывали специальным угольным раствором, а потом промывали кокосовым маслом и очищали рисовой мукой. После этого в пальмовых листьях проделывались дырочки, в них продевалась веревка и они сшивались в единую книгу. Работник музея в храме за небольшие чаевые покажет, как это все делалось и оставит на память пальмовые листья с вашими именами. Говорят, что письмена на пальмовых листьях могут храниться тысячелетиями!
Палийский Канон был записан в очень тяжелые времена для буддийской общины и всего народа Шри-Ланки. Шри-Ланка была разорена чередой войн с тамильскими завоевателями, в добавок к этому несколько лет подряд страна страдала от тяжелых неурожаев. Буддизм в Индии (откуда он пришел на Шри-Ланку) был практически полностью уничтожен, а Южно-Индийский царь собирал и отправлял на остров для его завоевания все новые и новые многочисленные армии. В сложившихся обстоятельствах, буддийские монахи, осознали, что под угрозу ставится не только независимость Шри-Ланки и целостность отдельных храмов, но и само существование буддизма на Земле. Ведь в то время Шри-Ланка была последним оплотом буддизма. Было принято решение записать все учение, до того передававшееся устно и спрятать книги в надежных и безопасных местах, которыми и были пещеры, рядом с современным Храмом Алувихара. Событие получило название Четвертого Буддийского Собора.
Сигирия, Дамбулла, Канди (2 дня)
- Сигирия - легендарная "Львиная Скала" с крепостью на вершине
- Золотой и пещерный храмы в Дамбулле
- Канди - храм зуба Будды, королевский ботанический сад
- Индивидуальная экскурсия на комфортабельном автомобиле
Собор стал созываться после тяжёлого неурожая, когда многие монахи стали умирать от голода. Буддийских монахов убивали во время набегов завоевателей, они умирали от голода, многие из них уходили жить в пещеры и джунгли. Так как канонические тексты передавались по памяти, возникло опасение, что некоторые тексты будут утрачены, если вымрут монахи, которые их помнят наизусть.
Собор длился три года и проходил в Тамбапанни под покровительтвом царя Ваттагамани. Обсуждались необходимые меры по записи канона, так как такое количество сочинений невозможно было сохранять только в памяти монашеской общины. Махараккхита и пятьсот монахов стали записывать со своей памяти сочинения на пальмовых листьях.
Собор проводился в пещере Алока-лена, где сейчас и расположен храм Алувихара, около современного города Матале.
Книги на пальмовых листьях передавались в другие страны — на территории современных Бирмы, Таиланда, Камбоджи и Лаоса.
Тексты, входящие в «Палийский Канон», несколько веков передавались устно. Их систематизация периодически проводилась на буддийских соборах. Первый буддийский собор состоялся вскоре после паринирваны Будды Гаутамы.
Собрались все его ученики и двое из них — Ананда и Упали — на память воспроизвели все, чему учил Будда: нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи (виная), проповеди и поучения Будды. Так возникли два раздела Типитаки — «Виная» и «Сутта». Учение разделили на отдельные, но перекрывающиеся части, и для сохранения каждой части был назначен свой монах.
Многие основные аспекты Учения Будды были включены также в рассказы и песни.
Второй буддийский собор был собран приблизительно через сто лет. На нём и появилась «Абхидхамма-питака» как следствие идейного раскола монашеской общины.
Получается, что в письменном виде на пальмовых листьях Канон появился лишь на Четвёртом буддийском соборе здесь, на Шри-Ланке около 80 г. до н. э., то есть более, чем через четыреста лет после смерти Будды.