Храм Алувихара

Небольшой, на первый взгляд, храм в районе Матале униклен и является одним из самых священных мест для буддистов всего мира. Именно здесь на пальмовых листьях была записана Буддийская Бибилия - Палийский Канон. Это событие носит название Четвертого Буддийского Собора. Это был последний общепризнанный буддийский собор, который положил начало письменному буддизму, который мы можем видеть на Шри-Ланке и по сей день.

Для туристов, помимо возможности увидеть сам пещерный храм, будет интересно познакомиться с древней методикой письма на пальмовых листьях а также записать при помощи этой технологии свои собственные имена или имена своих близких.

Технология, изобретенная буддийскими монахами древности достаточно интересна: сначала специальным пером на сушеном пальмовом листе выцарапывались буквы, затем лист покрывали специальным угольным раствором, а потом промывали кокосовым маслом и очищали рисовой мукой. После этого в пальмовых листьях проделывались дырочки, в них продевалась веревка и они сшивались в единую книгу. Работник музея в храме за небольшие чаевые покажет, как это все делалось и оставит на память пальмовые листья с вашими  именами. Говорят, что письмена на пальмовых листьях могут храниться тысячелетиями! 

Палийский Канон был записан в очень тяжелые времена для буддийской общины и всего народа Шри-Ланки. Шри-Ланка была разорена чередой войн с тамильскими завоевателями, в добавок к этому несколько лет подряд страна страдала от тяжелых неурожаев. Буддизм в Индии (откуда он пришел на Шри-Ланку) был практически полностью уничтожен, а Южно-Индийский царь собирал и отправлял на остров для его завоевания все новые и новые многочисленные армии. В сложившихся обстоятельствах, буддийские монахи, осознали, что под угрозу ставится не только независимость Шри-Ланки и целостность отдельных храмов, но и само существование буддизма на Земле. Ведь в то время Шри-Ланка была последним оплотом буддизма. Было принято решение записать все учение, до того передававшееся устно и спрятать книги в надежных и безопасных местах, которыми и были пещеры, рядом с современным Храмом Алувихара. Событие получило название Четвертого Буддийского Собора.

Сигирия, Дамбулла, Канди - двухдневный экскурсионный тур

  • Сигирия - легендарная "Львиная Скала" с крепостью на вершине
  • Золотой и пещерный храмы в Дамбулле
  • Канди - храм зуба Будды, королевский ботанический сад
  • Индивидуальная экскурсия на комфортабельном автомобиле
Сигирия и Канди
От $195 с человека
Подробно
 Организатор:  Организатор

Собор стал созываться после тяжёлого неурожая, когда многие монахи стали умирать от голода. Буддийских монахов убивали во время набегов завоевателей, они умирали от голода, многие из них уходили жить в пещеры и джунгли. Так как канонические тексты передавались по памяти, возникло опасение, что некоторые тексты будут утрачены, если вымрут монахи, которые их помнят наизусть.

Собор длился три года и проходил в Тамбапанни под покровительтвом царя Ваттагамани. Обсуждались необходимые меры по записи канона, так как такое количество сочинений невозможно было сохранять только в памяти монашеской общины. Махараккхита и пятьсот монахов стали записывать со своей памяти сочинения на пальмовых листьях.

Собор проводился в пещере Алока-лена, где сейчас и расположен храм Алувихара, около современного города Матале.
Книги на пальмовых листьях передавались в другие страны — на территории современных Бирмы, Таиланда, Камбоджи и Лаоса.
Тексты, входящие в «Палийский Канон», несколько веков передавались устно. Их систематизация периодически проводилась на буддийских соборах. Первый буддийский собор состоялся вскоре после паринирваны Будды Гаутамы. 

Собрались все его ученики и двое из них — Ананда и Упали — на память воспроизвели все, чему учил Будда: нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи (виная), проповеди и поучения Будды. Так возникли два раздела Типитаки — «Виная» и «Сутта». Учение разделили на отдельные, но перекрывающиеся части, и для сохранения каждой части был назначен свой монах. 

Многие основные аспекты Учения Будды были включены также в рассказы и песни.

Второй буддийский собор был собран приблизительно через сто лет. На нём и появилась «Абхидхамма-питака» как следствие идейного раскола монашеской общины.
Получается, что в письменном виде на пальмовых листьях Канон появился лишь на Четвёртом буддийском соборе здесь, на Шри-Ланке около 80 г. до н. э., то есть более, чем через четыреста лет после смерти Будды.